Киберспорт или Esport – это индивидуальные или групповые соревнования, в которых игроки или команды соревнуются в виртуальной многопользовательской видеоигре через электронные интерфейсы (компьютер или мобильный телефон). 24 Канал разбирался, как этот вид спорта влияет на здоровье игроков и полезен ли он.

Интересно Действительно ли веганство полезно для здоровья: ответ удивит

Как работает киберспорт

В 2022 году киберспорт стал официальной медальной дисциплиной на 19 азиатских играх в Ханчжоу. Спортсмены соревновались в:

  • DotA 2.
  • Hearthstone.
  • League of Legends.
  • FIFA.
  • Street Figher V.
  • Dream of the Three Kingdoms 2.
  • PUBG Mobile.
  • Arena of Valor.

Впервые медали киберспортсменов вошли в общий зачет национальных сборных. И хотя попытка представить киберспорт в показательной программе Олимпиады-2024 в Париже потерпела неудачу, очевидно, на каком уровне стоит вопрос о включении киберспорта в мировой спортивный процесс.

Несмотря на молодость соревнований, в киберспорте уже прошло расслоение между любителями и профессионалами. Для первых видеоигра – это способ провести 2 – 3 часа развлекаясь и общаясь, для вторых – это спорт, со всеми его атрибутами: высокими гонорарами, славой, популярностью и, к сожалению, профессиональными заболеваниями.


Киберспорт приобретает все большую популярность / Фото Pexels

Что касается заработков, то они более чем солидные. Например, самая известная украинская команда NaVi (Natus Vincere) в составе пяти игроков, победивших на самом престижном PGL Major Stockholm 2021 по CS:GO. Призовой фонд турнира составил 2 миллиона долларов, 1 миллион из которых получил победитель. Но кроме призовых выплат доход игрока формирует заработная плата и выплаты по рекламным контрактам. Поэтому мотивация у киберспортсменов соревновательного уровня очень высока.

Бывают ли в киберспорте "спортивные" травмы?

Спорт высоких достижений, в любом виде, может привести к проблемам со здоровьем. Например, Хай Лам ("Hai" Du Lam), профессиональный игрок команды Cloud9 в League of Legends, был вынужден завершить карьеру в 26 лет из-за ухудшения здоровья. Что может привести к таким последствиям при, казалось бы, посильных перегрузках?

Фундаментальное отличие киберспорта от традиционных видов заключается в сочетании общей статичности тела с поддержкой повышенной концентрации внимания, скорости принятия решений, зрительно-моторной координации, интенсивной мелкой моторики.

Для поддержания формы спортсмены тренируются 24 – 25 дней в месяц минимум по 8 часов в день. На тренировочных сборах игровое время увеличивается до 15 часов в день. Но это не предел: для наработки формы начинающие могут проводить в игре 20 часов в сутки. 40% киберспортсменов имеют менее 150 минут физической активности в неделю, что противоречит рекомендациям ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни. Поэтому фоновый стрессор для организма киберспортсмена – это гиподинамия.


Тренировки киберспортсменов крайне утомительны / Фото Pexels

Проблемы с шеей

У профессионалов чаще повреждается костно-мышечная система организма. У 42% спортсменов диагностирована тендинопатия шейного отдела позвоночника и у стольких же – грудного и поясничного отделов.

Причина в том, что вовремя длительного сидения мышцы шеи и спины активируются в несбалансированном положении тела, что приводит к напряжению мышц и усталости. В результате мышцы ослабляют поддержку позвоночника, переносящего нагрузку на связи и межпозвонковые диски, вызывая патологические изменения в последних.

Тоннельный синдром

Визиткой киберспортивных травм стал синдром запястного канала, более известного под названием "тоннельный синдром". Он вызывается ущемлением срединного нерва области запястья. К этому приводит неестественное положение кисти и специфическая моторика с мелкими изотоническими и изометрическими сокращениями.

Профессиональный киберспортсмен выполняет 300 – 450 действий в минуту (APM, actions per minute). Рекорд APM – 818 – зафиксирован у южнокорейского спортсмена Пак Сон Джуна. Проблема начинается как чувство усталости в кисти и обычно игнорируется. Дальше боль распространяется на пальцы, запястье, предплечье, становится острой. Нарушается мелкая моторика, ослабляется хват, пальцы немеют, перестают чувствовать тепло и холод. В худших случаях боль переходит на плечи и шею – по пути всего нерва.


Длительное пребывание за компьютером может навредить нервам / Фото Pexels

Синдром сухого глаза

Киберспортсмены подвергают значительной нагрузке оптическую систему организма. Видеоигра требует значительной концентрации внимания и зрительной выносливости. Самая распространенная проблема – синдром сухого глаза, который может стать причиной развития глазных инфекций, воспалений, ухудшения зрения и негативно влиять на качество жизни и продуктивность.

Большинство профессиональных киберспортсменов испытывают физическую сухость глаз уже после 4 часов тренировки и все после полной тренировки (8 часов). Американская оптометрическая ассоциация рекомендует правило 20/20/20: 20 секундный перерыв каждые 20 минут, чтобы рассматривать что-то на расстоянии 20 футов (около 6 метров).

Проблемы с пищеварением

Косвенные, но существенные нагрузки испытывает пищеварительная система киберспортсменов. Основные факторы риска: гиподинамия, нерегулярный прием пищи и неоптимальные пищевые преимущества. В условиях гиподинамии возможно развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта и нарушений обмена веществ вплоть до развития диабета 2 типа.

Нерегулярный прием пищи провоцирует диспепсические расстройства, гастрит и может привести к язве. Специальные опросы продемонстрировали, что у многих спортсменов есть неоптимальное питание: снеки, жареные продукты, продукты с избыточным содержанием сахара и соли. Такой рацион в течение длительного времени неизбежно приводит к острым и хроническим заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта.

Сердечно-сосудистая система

В последнее время поднимаются вопросы сердечно-сосудистой безопасности во время занятий киберспортом, направленная на предотвращение скрытых и потенциально фатальных заболеваний. Ряд исследований показывает, что симпатичная нервная система киберспортсменов активируется во время игры и модулируется игровой ситуацией. Это сопровождается высвобождением катехоламинов, повышением АД и увеличением частоты сердечных сокращений. Все вышеупомянутое может стать причиной аритмии, тахикардии и/или фибрилляции, особенно у людей, подверженных этим патологиям.

Проблемы с нервной системой

Негативное влияние на нервную систему прежде всего обусловлено большой длительностью игрового времени. Синий свет экрана монитора угнетает выработку мелатонина, нарушает циркадные ритмы и ухудшает когнитивные функции. Игроки это знают, однако большинство спортсменов игнорируют использование специальных очков, блокирующих синий свет.

Нарушения сна могут провоцировать депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство и игровую зависимость. Для коррекции расстройств сна и нормального самочувствия днем можно применять препарат Ньюрексан (Neurexan), который корректирует процесс засыпания, снимая нервное напряжение.


Синий свет от экрана может нарушить график сна / Фото Pexels​

Киберспорт уже стал всемирным социальным феноменом и станет полноправным видом спорта в ближайшее время. Его развитие не вызывает сомнения, ведь ведущим киберспортсменам мира 18-26 лет. Спортивная медицина пока мало адаптирована к потребностям киберспортсменов, особенно начинающих, которые в погоне за результатом могут нанести ощутимый вред своему здоровью.